Портал городских новостей

Больше новостей на сайте vm.ru

Роман Виктюк: Талант дается как испытание

Рубрика Культура

Пресс-показ спектакля «Мандельштам». В роли поэта — Игорь Неведров (на переднем плане)

Фото: Михаил Гутерман, "Вечерняя Москва"

В четверг, 30 ноября, в Театре Романа Виктюка — премьера спектакля «Мандельштам» в постановке самого художественного руководителя. Накануне корреспондент «ВМ» встретился с известным режиссером.

Роман Григорьевич дал нам интервью в своем рабочем кабинете. И перед тем как перей ти к рассказу о новом спектакле о поэте Осипе Мандельштаме, режиссер провел небольшую экскурсию по своей библиотеке. Книги здесь — от пола до потолка.

—Почему «Мандельштам»?

—Это самый солнечный поэт. Чистый, искренний ребенок, ни на что не претендующий. Не носит маски и умеет любить. Он был верующим человеком, и я верю в ангелов.

—У вас в кабинете к книжным полкам приставлена лестница... Почему-то подумалось о вашем детстве.

—Во дворе нашего дома во Львове росло очень высокое дерево. Однажды я убедил ребят, что умею летать. Забрался на верхушку и сказал: «Сейчас полечу». Прыгнул, ударился о землю, но поднялся и, подобно Белому лебедю из балета Чайковского, постарался изобразить полет. Наверное, поверив, что я могу летать, приятели подхватили меня на руки и подняли. А это был... просто режиссерский ход.

—Стихи Мандельштама очень музыкальные. Есть ли музыка в новом спектакле?

—Мандельштам обожествлял скрипичную музыку Чайковского, в спектакле ее много. От нее в его стихи шел солнечный свет. Но когда он писал о Сталине, музыка исчезала. И это тоже есть в постановке.

—За что такая мученическая жизнь, страшная смерть? Ведь даже могилы у Мандельштама нет.

—Талант дается как испытание, а не награда. И если художник его выдерживает, то энергия его творчества уходит на небо. Не исчезает. В противном случае она превращается в прах.

—Во многих своих спектаклях вы показываете мир зла. Зачем это вам?

—Парадокс в том, что в царстве зла тоже прорастают «святые белые цветы». Все происходит вопреки. По-другому никогда и не было.

—В театральном мире много предательства?

—С помощью предательства легко управлять театром. Держать артистов в кулаке, чтобы боялись. Но я этот способ не приемлю. Предательство уничтожает дух и душу. Я сразу вижу, кто есть предатель. По глазам. И с ними не общаюсь с первой секунды знакомства. Так и студентов выбираю. Из ГИТИСа взял многих, которые на экзаменах ничего не могли — ни прочитать, ни спеть, но они стали прекрасными артистами. Знаете, когда режиссер говорит: «Этот артист первым вонзит мне нож в спину», я недоумеваю.

—Спектакль «Мандельштам» — ваша третья постановка в новом здании театра.

—Я искал идеальный по содержанию, эстетике материал. И 20 лет мы занимались его реконструкцией.

СПРАВКА

Роман Григорьевич Виктюк родился в 1936 году во Львове в семье учителей. Окончил актерский факультет ГИТИСа. С 1975 года начал ставить спектакли во многих московских и зарубежных театрах Швеции, Финляндии, США, Италии, Греции, Израиля. Известность режиссеру принес спектакль «Служанки» на сцене театра «Сатирикон». В 1991 году режиссер создал Театр Романа Виктюка и стал его художественным руководителем.

Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!