Портал городских новостей

Больше новостей на сайте vm.ru

Эксперт: При таком типе катастрофы шансов выжить у людей не было

17:51 12 февраля 2018

По мнению председателя комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора, заслуженного пилота СССР Олега Смирнова, причиной катастрофы стал взрыв топливных баков
Фото: Александр Натрускин/РИА Новости

Председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, заслуженный пилот СССР Олег Смирнов рассказал корреспонденту «ВМ» свою версию крушения самолета Ан-148 «Саратовских авиалиний» в Московской области.

- Расскажите, каким образом ведется расследование подобных крупных трагедий?

- Очень правильно, что государственную комиссию по расследованию создал президент Российской Федерации Владимир Путин. Это решение уже отразилось на ее работе. Первыми на месте катастрофы побывали два федеральных министра, транспорта и МЧС. Такого никогда не было. Для работы комиссии нужны большие ресурсы. Там ведь чистое поле, необходимо организовать проезд, масштабные поисковые работы.

Хорошо, что нашли два черных ящика, это уже 80 процентов всего расследования. Если они не повреждены, то после их расшифровки мы получим полную картину произошедшего. С помощью полученных данных специалисты в виртуальном формате смоделируют весь полет.

Во время расследования нужно произвести выкладку всех частей самолета. В том числе по обломкам и определяется причина крушения. Сейчас зима, кругом сугробы, поэтому процесс сбора может затянуться до весны. Затем специалисты проведут химический анализ обломков. Если возникнет неуверенность в некоторых деталях, летчики-испытатели проведут экспериментальный полет по тем параметрам, по которым проводил полет упавший Ан-148.Тщательную проверку организации летной работы проведут и в авиакомпании. Она ждет и персонал, и парк самолетов, на исследование возьмут топливо. В общем, это тысячи пунктов, которые нужно расследовать. На это может уйти большое количество времени.

- Какую версию трагедии Вы рассматриваете как приоритетную?

- Считаю, что произошел взрыв топливных баков. Самолет собирался лететь в Орск, это примерно три часа в пути. Баки, которые в данном типе самолетов находятся в крыльях, заполняются под завязку, а это десятки тонн. К примеру, если при таких условиях возникает необходимость в вынужденной посадке, то пилоту нужно сжечь все топливо, иначе от удара крылья отвалятся.

По какой именно причине Ан-148 начал падать, выяснит комиссия. Удар был такой силы, что образовалась воронка в два метра глубиной. Достаточно небольшой искры, чтобы такая масса керосина могла вспыхнуть. По этой причине на видео с падением, которое есть в интернете, до удара не видно огня, а при соприкосновении с землей пламя словно вырывается наружу.

ГКУ "Мособлпожспас"
Самолет Ан-148 потерпел крушение в Подмосковье 11 февраля

- При предпилотной подготовке неисправностей найдено не было. Кому в этом случае нужно задавать вопросы?

- Из тех данных, что сейчас есть, я не вижу указаний на неисправность самолета. А вот претензии к скорости, с которой он набирал высоту, у меня есть. Ее было недостаточно. А это может быть связано или с техническими неполадками, или с действиями экипажа, который допустил потерю скорости.

- Существует ли в мире альтернатива черным ящикам как устройствам, которые фиксируют происходящее на борту?

- Авиакомпании переходят на систему, когда данные идут не только на самописцы, которые находятся на борту, но и передаются через спутник сразу на землю. При этой технологии диспетчеры получают актуальные данные о происходящем с самолетом в непрерывном режиме. Это может ускорить и расследования катастроф. В зависимости от ситуации, пилотам могут дать необходимые указания. Плюс ко всему эта технология абсолютно исключает ситуации, когда самолеты теряются во время полета, как было с малазийским бортом, пропавшим над Индийским океаном в марте 2014 года.

- Звучали версии об обледенении корпуса самолета и столкновении с другим летательным аппаратом – вертолетом или крупным дроном. Как Вы можете их прокомментировать?

- Обледенение крыла является одним из опаснейших факторов. В мире десятки авиакатастроф произошли по этой причине. Если поверхность крыла покрывается льдом, подъемная сила уменьшается и в итоге исчезает вообще. Самолет, по сути, превращается в шифоньер. Решение пилота не проходить противообледенительную подготовку изначально было рискованным. Если слой льда действительно был, это должны подтвердить черные ящики.

Дроны для самолетов представляют большую опасность. Нужно срочно запретить их бесконтрольный полет. В США и Европе уже решили этот вопрос, потому что там десятки и сотни тысяч дронов. В нашей стране они пока исчисляются тысячами, но прогресс не стоит на месте.

- Были ли у людей шансы выжить?

- К сожалению, при таком типе катастрофы это исключено. От удара о землю при такой скорости все живое, как правило, погибает. А там еще и случился взрыв.

- «Саратовские авиалинии» приостановили эксплуатацию самолетов Ан-148. Это верное решение?

- Это обычная практика в случае, если нет ясности в причинах катастрофы. На сегодняшний день или нет ясности, или комиссия уже обнаружила недостатки, которые отрицательно влияют на состояние всего парка.

ЧТО ПРОИЗОШЛО

Днем 11 февраля самолет Ан-148 «Саратовских авиалиний» вылетел из московского аэропорта «Домодедово» в Орск рейсом 6W 703. Лайнер упал через две минуты после взлета. Обломки разбившегося судна были найдены в Раменском районе Подмосковья. На борту находился 71 человек: 65 пассажиров и 6 членов экипажа, все погибли. 

По факту катастрофы Ан-148 было возбуждено уголовное дело. Следствие рассматривает три основные версии трагедии: человеческий фактор, погодные условия и техническое состояние самолета.  

ТРАНСЛЯЦИЯ "ВМ"

ПО ТЕМЕ

Власти Саратовской области выплатят по 1 миллиону рублей семьям погибших в авиакатастрофе с Ан-148

Алексей Хрипун рассказал о помощи родственникам погибших пассажиров самолета Ан-148