Портал городских новостей

Больше новостей на сайте vm.ru

Какие станции московского метро переименовывали чаще всего

12:17 13 февраля 2018
Рубрика Провинциалы

Буква "М" - знак метрополитена у станции "Охотный ряд"
Фото: Андрей Рудаков / РИА Новости

Чемпионы по количеству имен: 14 названий для четырех станций

"А вам, деточка, надо на "Площадь Ногина". Ну да, перейдете там, и потом..." Годы идут, а из московского обихода не уходят старые названия - ни улиц, ни площадей, ни, конечно же, станций метро. Гостям города иногда трудно понять, куда же им советуют поехать - на какую такую "Площадь Ногина" или "Калининскую". 

Мы решили, что пора разобраться с этой путаницей раз и навсегда. И будем рассказывать вам о том, как менялись названия столичных улиц и площадей, переулков и магистралей, ну и, конечно, станций метрополитена. И начнем мы, пожалуй, именно с него - с нашего метро, которым каждый день пользуются миллионы людей.

Чемпионы по количеству имен: 14 названий для четырех станций

201 станция Московского метро, 44 из которых признаны объектами культурного наследия, а более 40 справедливо считаются памятниками архитектуры, - это огромный город. Станций вскоре станет еще больше, а значит прибавится и новых названий на подземной карте Москвы.

Начнем с того, что сам метрополитен не раз менял свое название, о чем, впрочем, сегодня уже мало кто вспоминает. Но изначально он носил имя Лазаря Кагановича. Лазарь Моисеевич, кстати, личностью был весьма примечательной, за свою долгую жизнь занимал массу разных постов, был близок к Сталину, и прожил он без малого 98 лет - скончался в 1991 году. Сталин категорически возражал против присвоения метро своего имени и, в принципе, это именно он настоял на том, чтобы новому транспорту Москвы присвоили имя Кагановича. С 29 ноября 1955 года метро стало носить имя Ленина. Официально вопрос о снятии его имени из названия никогда не ставился, но два года назад руководство московского метрополитена заявило о намерении вернуть на реконструируемые станции метро таблички с названием "Метрополитен имени Ленина". Ну, что называется, поживем - увидим.  

Итак, что же там с именами? Но прежде чем мы с вами отправимся в историческое путешествие по разным линиям метрополитена, назовем лидеров по числу переименований, это довольно забавно.

Первое место. "Золото" по числу переименований - у станции метро "Охотный ряд". Он пережил это четыре раза!

Леонид Великжанин /Фотохроника ТАСС
1 октября 1935 год. Буфет в северном вестибюле станции метро "Охотный ряд"

Изначально станцию назвали в честь московских торговых рядов, что находились когда-то возле Кремля - "Охотный ряд". Но 25 ноября 1955 года ей присвоили имя уже упомянутого нами Лазаря Кагановича. Название получилось незатейливым: "Имени Кагановича". Но прошло два года, Каганович попал в число участников так называемой антипартийной группы. Естественно, станции той же осенью 1957 года вернули прежнее название - "Охотный ряд". Прошло еще несколько лет, и в 1961 году "Ряд" стал "Проспектом Маркса". Что примечательно, это произошло тоже в ноябре - 30 ноября 1961 года! И жил себе "Проспект Маркса" тихо и спокойно 30 лет без малого. Но 5 ноября 1990 года станции вновь вернули историческое название - "Охотный ряд".

Второе место. Трижды менял свое имя "Александровский сад"!

Олег Власов /Фотохроника ТАСС/
Московское метро, 1991 год. Станция метро "Калининская" переименована в станцию "Александровский сад" 5 ноября 1990 года, но доска с названием еще висит на входе в вестибюль метрополитена

Территориально они были соседями - "Охотный ряд" и "Улица Коминтерна", или, в народе, просто "Коминтерн".

Сейчас, кстати, мало уже кто помнит, что это вообще такое. Ну и напомним по случаю: Коминтерн - "коммунистический интернационал" - организация, основанная 2 мата 1919 года по инициативе партии большевиков и ее руководителя Владимира Ленина. Основная цель Коминтерна была в распространении идей революционного интернационального социализма. Коминтерн был формально распущен 15 мая 1943 года.

Ну а теперь возвращаемся к метро. Итак, 24 декабря 1946 года станция стала "Калининской", увековечив, таким образом, фамилию "всесоюзного старосты" Михаила Ивановича Калинина, умершего 3 июня 1946 года. В 1990 году станцию назвали "Воздвиженкой". Название это, правда, не прижилось, несмотря на то, что улица Воздвиженка - одна из старейших в Москве и проходит рядом. Несмотря на то, что были даже отпечатаны новые схемы метро, уже 5 ноября 1990 года станция получила новое имя и носит его и поныне - это "Александровский сад".  

Третье место по числу переименований, то бишь "бронзу", делят между собой  две станции метро. Они были переименованы дважды.

"Партизанская"

Николай Галкин/ТАСС
Пассажиры на станции метро "Партизанская"

При открытии в 1944 году станция называлась "Измайловский парк культуры и отдыха имени Сталина". Название было слишком  длинным, а "откидывать" в речи имя вождя тоже рисковали не многие. Власти пошли навстречу, и в 1947 году станция стала "Измайловской". Но 20 августа 1963 года она была переименована в "Измайловский парк", а 3 мая 2005 года станция метро получила имя "Партизанской".   

"Алексеевская" же в смысле имени - вообще станция с приключениями. Переименовывалась-то она дважды, но имен имела много. Так, по порядку.

Николай Галкин/ТАСС
На станции метро "Алексеевская"

Когда эту станцию метро проектировали, на планах середины 1950-х годов, ей было присвоено название "Алексеевская". Но когда дело шло к открытию, вдруг возникло название "Щербаковская". Но и это не было финалом: 1 мая 1958 года станцию открыли под именем... "Мир".

Спустя 8 лет, 26 октября 1966 года, станцию "Мир" все же переименовали в "Щербаковскую" - в честь партийного деятеля эпохи Сталина Александра Щербакова. Но дело было не столько в желании увековечить память бывшего Первого секретаря Московского обкома партии, умершего 10 мая 1945 года, сколько в попытке избежать путаницы в названиях: в этот же день двойную пересадочную станцию "Ботанический сад" переименовали в "Проспект мира". К 1990 году все, вроде бы, утряслось, и многие активные пользователи метро терли глаза в изумлении: на схемах вдруг появилась станция "Ново-Алексеевская", хотя официальных изменений никто не объявлял. А 5 ноября 1990 года "Щербаковская" стала "Алексеевской". На табличке на станции пишут, что переименование состоялось в 1991 году, но это ошибка.

Кстати, к вопросу о том, откуда вообще пришло название "Алексеевская". Никаких героев иных времен по фамилии Алексеев за этим не стоит: когда-то примерно в этих местах было расположено село "Алексеевское", только и всего.

С чемпионами по всей этой путанице - все, разобрались! А теперь приступаем к путешествию по разноцветным линиям нашего любимого метро.

Продолжение следует

* ПРОВИНЦИАЛЫ – новый потребительский раздел. Здесь мы публикуем материалы от наших корреспондентов и читателей, способные помочь адаптироваться в столице приезжим из российских регионов, стран ближнего и дальнего зарубежья. Использованные в названиях слова ПРОВИНЦИАЛЫ и ПОНАЕХАЛИ не несут негативного смысла.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

ПОНАЕХАЛИ. Ищем работу. Как не попасться на развод... Алексей Хорошилов (прибыл из Ульяновска) хотел получать тысячу долларов в месяц, работая по 20 минут в день, но был вынужден вернуться к старому проверенному кредо: "Чтобы достать много денег, надо много работать" (далее...)

ПОНАЕХАЛИ. Как жить в Москве без постоянной регистрации... Оксана Крученко (прибыла из Волгограда) пришла к выводу что само понятие "прописка" перестало быть актуально, поскольку оформить ребенка в детский сад или школу, получить СНИЛС, зарегистрировать автомобиль в первопрестольной можно и без этой бумажки (далее...)

ПОНАЕХАЛИ. Не так страшен опт, как его малюют. Как сэкономить на продуктах в Москве. Элла Бойцова (прибыла из Санкт-Петербурга) знает, как в Москве не положить зубы на полку и не остаться при этом с пустым карманом (далее...)

ПОНАЕХАЛИ. Как шокировать москвичей словами «стулка», «шуфлятка» и «шкорка» Полина Ермилова (прибыла из Ростовской области) долго не могла найти общий язык со столицей, зато теперь может "отомстить" любому москвичу, устроив ему нехилый лингвистический квест (далее...)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Внешний вид станций продумали раньше схемы линий

Читатели-провинциалы, давайте вместе сделаем жизнь в большом городе более интересной и доступной! Присылайте свои истории и советы на почту news@vm.ru!