Портал городских новостей

Больше новостей на сайте vm.ru

Основателя Пушкинского музея Ивана Цветаева считали городским юродивым

18:23 13 июня 2018
Рубрика

В честь поэта музей переименовали в 1937 году – в память о гибели Пушкина в 1837 году
Фото: Анна Иванцова, "Вечерняя Москва"

Государственный музей изобразительных искусств (ГМИИ) имени Александра Пушкина основан 13 июня 1912 года. В его коллекции хранится около 700 тысяч произведений различных эпох от древних цивилизаций и заканчивая началом нашего века. Ежегодно музей посещает почти 1 миллион человек. К 106-летию музея «ВМ» вспоминает его историю.

НАЗВАНИЕ

ГМИИ часто путают с литературным музеем, который располагается в нескольких шагах от него. И это неудивительно, ведь оба культурных пространства носят имя знаменитого русского поэта. Разница лишь в том, что один представляет широкой публике копии знаменитых скульптур и картины именитых художников, а другой – рассказывает о творчестве самого поэта и его жизни. Почти у каждого, кто приходит сюда, возникает вопрос: «А где же здесь был Александр Сергеевич Пушкин, и почему музей назван в его честь?»

Музей не всегда носил имя прославленного русского поэта. Нынешнее название было присвоено ему лишь в 1937 году – в память о гибели Пушкина в 1837 году. Музей могли назвать в честь Ивана Цветаева – инициатора его создания и первого директора, или русского мецената Юрия Нечаева-Мальцова, который пожертвовал на строительство не менее 80 процентов необходимых средств. Но власти решили отдать дань русскому поэту и присвоить название к 100-летней годовщине со дня его гибели.

Официальный сайт ГМИИ им. А.С. Пушкина http://www.arts-museum.ru/
Закладка здания Музея 17 (29) августа 1898 г. на Колымажном дворе. Фото К.А.Фишера

Кстати, изначально, ГМИИ имени Пушкина назывался музеем изящных искусств имени Александра Третьего. Иван Цветаев искренне надеялся, что члены императорской семьи помогут с финансированием музея. Но, увы, Николай Второй выделил не так много средств, как требовалось.  

ЗАДУМКА

Историк и москвовед Павел Гнилорыбов рассказал, что Москве не хватало художественного музея, который собрал бы произведения искусства не только отечественного происхождения, но и зарубежного – еще со времен античности.

– В конце 19-го века блестящий знаток живописи Иван Цветаев загорелся идеей создания в Москве «своей» античности. У людей рос интерес к зарубежному искусству. А тогда как раз раскапывали Трою, Помпеи, проводились археологические раскопки на Ближнем Востоке, а также начался рассвет египтологии. И Москва не стояла в стороне от этих процессов, – отметил Гнилорыбов.

По его словам, Иван Цветаев понял, что покупать оригинальные экспонаты – дорогое удовольствие, поэтому решил обзавестись копиями знаменитых произведений искусства. Он разослал своих «агентов» почти по всей Европе, которые посещали зарубежные музеи и выясняли, как добыть тот или иной экспонат, чтобы понять, как реализовать идею и сколько денег на это понадобится.

Официальный сайт ГМИИ им. А.С. Пушкина http://www.arts-museum.ru/
«Сикстинская Мадонна» Рафаэля на выставке «Шедевры Дрезденской картинной галереи» в ГМИИ им. А.С.Пушкина. 1955 г.

Местность, которую Иван Цветаев выбрал для строительства музея, была не самой престижной и, соответственно, не очень дорогой, отмечает москвовед. С одной стороны, там располагалась улица Ленивый Вражек (или Ленивый Торжок), нынешняя Ленивка. Это место на Руси было выгодным для торговли – товар предлагался прямо с телег. С другой стороны, там был царский Конюшенный двор.

ПОМОЩНИКИ

К разработке здания приложил руку известный архитектор Роман Клейн, который проектировал ЦУМ, особняк Некрасова, доходный князь князя Гагарина и другие здания в столице. Также большую роль сыграл инженер Владимир Шухов, благодаря которому музей знаменит светопрозрачными перекрытиями в виде стальных арок со стяжками и рамных конструкций. 

Русский меценат Юрий Нечаев-Мальцов когда-то получил наследство от своего дяди, став владельцем нескольких фабрик и заводов в разных губерниях России, крупнейшим из которых был Гусевской хрустальный завод во Владимирской губернии.  Нечаев-Мальцов пожертвовал миллионы рублей на то, чтобы Иван Цветаев смог в полной мере воплотить свою мечту.

Наведите курсор на изображение И.В.Цветаев и Ю.С.Нечаев-Мальцов на ступенях Музея. 1912 г.

– Были времена, когда Нечаев-Мальцев говорил Цветаеву: «Послушай, ты из меня высосал все. Никаких денег уже не осталось, но я все равно буду увеличивать производство на своих заводах, чтобы твоя идея восторжествовала», – рассказывает Павел Гнилорыбов.

Ближайшей помощницей в деле Ивана Цветаева также была его жена Мария.  По воспоминаниям их дочери, знаменитой поэтессы Марины Цветаевой, она вела всю его обширную иностранную переписку, во всем поддерживая своего мужа.

«Говоря о ее помощи отцу, я прежде всего говорю о неослабности ее духовного участия, чуде женской причастности вхождения во все и выхождения из всего — победителем. Помогать музею было прежде всего духовно помогать отцу: верить в него, верить в него, а когда нужно, и за него», – писала поэтесса.

– Цветаев был энтузиастом на совершенно чистых безденежных началах, и многие соотечественники воспринимали его как городского юродивого, – говорит москвовед.

Официальный сайт ГМИИ им. А.С. Пушкина http://www.arts-museum.ru/
Строительство Музея. Установка колонн центрального портика. Май 1905 г.

ВЫСТРАДАННАЯ РАБОТА

Пушкинский музей не раз претерпевал лишения. В 1904 году на стройке случился пожар, и многие экспонаты, которые находились в ящиках, сгорели. А потом началась Великая Отечественная война, и большая часть музейных фондов была эвакуирована в Новосибирск и Соликамск. С 1944 года здание ГМИИ, пострадавшего во время войны от бомбардировок, начали восстанавливать и готовить к развертыванию экспозиции. Бомбежка разбила часть стекол металло-стеклянных перекрытий, и три года музей стоял под открытым небом. В верхней части западного фасада даже Музея остались выбоины от осколков немецких бомб.

Конечно, Иван Цветаев не дожил до войны. Но он мог наблюдать, как после пожара в 1904 году вскоре началась большая общественная кампания, и многие русские путешественники стали привозить различные экспонаты со всех уголков света.

Официальный сайт ГМИИ им. А.С. Пушкина http://www.arts-museum.ru/
На открытии Музея 31 мая (13 июня) 1912. В центре царская семья, И.В.Цветаев и Ю.С.Нечаев-Мальцов. Кадр из кинохроники

– И он буквально воспрял духом, как увядающий цветок в пустыне. На протяжении многих лет его постигали неудачи, а тут его полили водой – и он заново расцвел и дело пошло на лад, – заметил Павел Гнилорыбов. – Чтобы вы понимали, насколько страстно и всей душой отдавался своему делу: он умер через сорок дней после открытия музея. Это даже больше, чем проект всей его жизни. Очень правильно и верно, что на первом этаже музея стоит бюст (пускай и скромный) Ивана Цветаева.

СОВРЕМЕННЫЕ ДНИ

Музей, первоначально предназначавшийся для студентов художественных академий, постепенно приобрел очень важное культурное значение - хранителя экспонатов прошлого. Сегодня это один из самых посещаемых музеев Москве, где проходят совершенно разные мероприятия: от музыкальных вечеров до необычных акций. ГМИИ не стоит на месте и стремительно развивается: осваиваются новые пространства, планируется музейный городок, строительство которого активно ведется в настоящий момент. 

В 2013 году Ирина Антонова, занимавшая пост директора, стала президентом музея, уступив место директора Марине Лошак. Одним из самых важных векторов по развитию деятельности музея стало провозглашение его открытости и интерактивности, включение нового не в ущерб традициям и научному подходу.

Сергей ШАХИДЖАНЯН
Ректор Санкт-Петербургской академии художеств Семен Михайловский на выставке "Пиранези.До и после. Итали - Россия. 18-21 века" в ГМИИ им.А.С.Пушкина у пробковых макетов из коллекции Екатерины II

Сейчас ГМИИ формирует уникальную коллекцию медиаискусства, которая станет новым инструментом для диалога между будущим и настоящим. В коллекцию войдут произведения классиков и современных художников последнего поколения в области медиаарта и перфомативного арта. Будут представлены специфические проекты и работы, осмысляющие классическое искусство с помощью новейших технологий.

КСТАТИ

В 2017 году лауреатом VI премии отечественной газеты «The Art Newspaper Russia» стала выставка современного китайского художника Цая Гоцяна «Октябрь», проходившая в ГМИИ имени Пушкина с 13 сентября по 12 ноября. Главной темой его произведений стало столетие Великой Октябрьской революции. Цай Гоцян создал несколько работ и инсталляцию перед главным зданием музея, целью которой было показать роль одного человека в истории, его связь с судьбой страны. Награда была присуждена за «самый взрывной образ революции».