Портал городских новостей

Больше новостей на сайте vm.ru

Лабиринты подземелий открывают историю

16:23 14 июня 2018
Рубрика Общество

Тоннель, выложенный из векового кирпича, тянется под Рязанским проспектом на 50 метров
Фото: Геннадий Виноградов

К экспедиции археологов присоединился корреспондент «ВМ».

13 июня 2018 года в Рязанском районе столицы (ЮВАО) специалисты центра подземных исследований «Остроб» совместно с коллегами из отдела по изучению подземных архитектурных сооружений Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) приступили к раскопкам части подземного Старо-Люберецкого канала, построенного в начале XX века. К экспедиции присоединился корреспондент «Вечерки».

30 июля 1898 года считается началом строительства первой очереди канализационной сети в Москве. Тогда, в конце XX века, были спроектированы и построены первые отводящие каналы. Проекты позаимствовали у парижских инженеров. В настоящее время канализационная сеть Москвы - сложная и современная система, но до наших дней сохранились и исторические километры трубопроводов, построенных более века назад. Один из них - Старо-Люберецкий канал, часть которого исследователи столичного центра подземных исследований обнаружили при изучении заброшенных коммуникаций под Рязанским районом.

В 17:00 собираемся у 3-его строения дома № 10 по Рязанскому проспекту. Здесь, по утверждению специалистов, проходит тот самый канал. Спуститься к нему можно через невзрачный колодец. Открываем его крышку, а под ним непроглядная бездна. Луч фонаря выхватывает из темноты старинную кирпичную кладку круглого тоннеля.

Геннадий Виноградов
Исследовать канал не так-то просто - доступ к нему перекрывает массивная куча ила, смешанная с кирпичами и бетоном. Чтобы справиться с завалами при себе специалисты имеют внушительного размера ломы и саперные лопаты

- В наше время Старо-Люберецкий канал уже не используется. Он интересен тем, что это весьма масштабное инженерное сооружение, возведенное в рамках строительства второй очереди московской канализации и дошедшее до наших дней в первозданном виде. Этот канал практически не подвергался реконструкции, - рассказала специалист отдела по изучению подземных архитектурных сооружений ВООПИиК Елизавета Ненашева.

Однако исследовать канал не так-то просто - доступ к нему перекрывает массивная куча ила, смешанная с кирпичами и бетоном. Чтобы справиться с завалами при себе специалисты имеют внушительного размера ломы и саперные лопаты. Орудуя ими, они освободят проход.

- После раскопок канала мы преступим к осмотру тоннеля, произведем видео- и фотофиксацию подземного участка для дальнейшего изучения. Для этого необходимо осмотреть все доступные части канала, - объяснил специалист Центра подземных исследований Геннадий Виноградов.

Геннадий Виноградов
Часть Старо-Люберецкого канала исследователи столичного центра подземных исследований обнаружили при изучении заброшенных коммуникаций под Рязанским районом

Саперная лопатка то и дело упирается в куски бетона, но после двух часов усиленных работ мы все же раскапываем проход. Попадаем в тоннель, выложенный из векового кирпича. Он тянется под Рязанским проспектом на 50 метров, а дальше - стена, которую, видимо, соорудили уже после отключения канализации от общегородской сети.

- Сотрудники Центра подземных исследований будут производить изучения Старо-Люберецкого канала в месте со специалистами Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, для того чтобы установить особенности архитектуры подземного сооружения и подробную историю его строительства, - сообщил заместитель руководителя Центра Подземных Исследований «Остроб» Петр Минаев. - Однако уже сейчас можно сказать, что канал - памятник подземной архитектуры.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ:

Сергей Ярцев, руководитель отдела исследований подземных архитектурных сооружений ВООПИиК:

- Увеличение населения города диктовало свои условия, старые коллекторы постепенно выводили из эксплуатации по причине нехватки мощности, а на их месте возводили современные. Старо-Люберецкий канал является материальным памятником инженерной мысли и наследием, сохранившейся до наших дней. Мы надеемся, что найденный участок канализации будет поставлен под государственную охрану.