Портал городских новостей

Больше новостей на сайте vm.ru

Илья Епишкин: Каждый показывает себя через виртуальное зеркало тем боком, который ему выгоден

09:31 19 июня 2018
Рубрика Общество

Автор Telegram-канала @AboutMoscow, исследователь медиа и социальных сетей Илья Епишкин

Фото: Личный архив Ильи Епишкина

Короткие видеоролики и фотографии в социальных сетях, размещенные всего лишь на сутки, стали очень популярными среди пользователей. Новая функция Stories, или «Рассказы» в русской версии, позволяет создавать фото и 15-секундные видео с наложением текста и рукописных пометок.

В отличие от обычных публикаций в ленте, такие истории удаляются ровно через 24 часа и не оставляют цифровых следов в сети. О растущей популярности функции в интервью «ВМ» рассказал автор Telegram-канала @AboutMoscow, исследователь медиа и социальных сетей Илья Епишкин.

- Илья, расскажи, в чем же смысл новой функции Stories? Как она появилась и зачем нужна?

- Изначально нововведение появилось в Snapchat, однако достаточно быстро было подхвачено Instagram и стало очень популярной функцией. 

На сегодняшний день число пользователей Stories перевалило за 250 миллионов человек только в Instagram. 

И этот показатель ежедневно растет. В настоящее время функция стала удобной формой распространения повседневного контента. 

Порционная подача информации стала очень популярным и интересным для изучения трендом. 

- Почему эта функция так быстро пошла в массы?

- Новая форма подачи информации всегда привлекает. Интернет становится быстрее. Если еще вчера все удивлялись появлению 4G, то сегодня уже тестируется следующее поколение мобильной связи. Скорость распространения контента возрастает, все больше людей становятся пользователями различных интернет-платформ, а информацию воспринимают только на протяжении нескольких секунд. В этих условиях идея Stories срабатывает «на ура». Люди, не прикладывая каких-либо усилий, просто пролистывают 10 – 15-секундные рассказы из жизни друзей и знакомых. Минут десять, и ты в курсе последних новостей интересующих тебя сообществ, родных, виртуальных друзей, музыкантов, политиков. 

- Но не только Instagram тестирует подобную функцию. Однако только у них Stories столь популярны. Чем это можно объяснить?

- Все зависит от аудитории и специфики распространяемой информации. Instagram среди остальных соцсетей – это витрина пользователей, то пространство, где пользователи хотят показать себя с максимально лучшей стороны. Людям нравится демонстрировать свои достижения в спортзале, в бизнесе, на работе. И в таких аккаунтах не остается места для бытовых подробностей жизни человека. А показывать то, что ты делаешь здесь и сейчас, было изначальной задачей Instagram. Новая функция помогает на короткий момент показать то, что находится за парадной витриной, которую пользователь не хочет «разбавлять» бытом. Например, в WhatsApp такие рассказы не будут востребованы. Этот мессенджер предназначен для виртуального общения тет-а-тет, без отвлечения на короткие видео.

- Но ведь и в Stories люди не готовы расставаться с красивым фасадом виртуальной жизни. 

- По факту Stories – это что-то среднее между первоначальной версией Instagram и Periscope — сервисом потокового вещания видео. Однако к Periscope пользователи оказались особо не готовы. Им нужен был телефон с хорошей камерой, долгим зарядом и устойчивым мобильным соединением. Вести постоянную трансляцию тоже оказалось непростым занятием. 

Функция Stories оказалась более востребованным и компромиссными вариантом постоянного присутствия, который при этом не требует больших усилий и затрат.

- И через Stories можно сделать вывод о конкретном человеке?

- В последнее время люди, знакомясь друг с другом, все чаще за подробностями обращаются к социальным сетям. Ты увидел человека и, выяснив его имя, заходишь в его аккаунт в соцсетях.

- А насколько это подменяет реальную картину о человеке? Все-таки в интернете многие хотят казаться лучше, чем они есть.

- Да, здесь всегда встает вопрос: ты хочешь быть или казаться. В интернете появляется все больше видеороликов, на которых высмеивается желание продемонстрировать процесс создания красивых фото и видео для Instagram и других социальных медиа. Простой пример: ваши друзья пишут о сногсшибательной вечеринке, но на самом деле заняты тем, что вечер проводят в своих смартфонах, размещая постановочные кадры. Никакого веселья нет, среди людей царит уныние. Относительно недавно было проведено исследование: оказалось, что более половины информации в соцсетях не соответствует реальности. Хотя не всегда здесь стоит судить критично: люди склонны приукрашивать действительность. Каждый показывает себя через виртуальное зеркало тем боком, который ему выгоден. Полную картину жизни в чужих аккаунтах вы точно не увидите.

- Но ведь не во всех странах есть желание показывать что-то недостижимое для других? Кто-то уходит от самолюбования.

- В России это явление можно назвать самопрезентацией, когда пользователь представляет себя с лучшей стороны. А, например, в Латинской Америке люди готовы показывать свою реальную жизнь. Если они живут в трущобах, то фотографию выложат на фоне обшарпанной стены, а не у красивого автомобиля. Так они не отрываются от сообщества себе подобных. 

- И все это остается в интернете. 

- Любая, даже удаленная публикация, оставляет свой цифровой след. Например, ты выкладываешь большой бургер, а у тебя образ следящего за собой человека. Тогда твоя виртуальная витрина слегка испортится. У людей появится ощущение, что пользователь где-то соврал. В этом плане Stories своего рода уловка, когда ты выкладываешь любое фото или видео, а через сутки оно полностью исчезает, не оставляя того самого цифрового следа.

- Не может ли постоянное желание показывать себя с лучшей стороны, демонстрировать каждое свое действие привести к странным последствиям в обществе? По крайней мере, кинематограф уже задумался на эту тему, выпустив фильм «Сфера» и создав ряд серий телешоу «Черное зеркало».

- В настоящее время можно констатировать, что люди к прямым трансляциям своей жизни не готовы. Для этого не всегда есть технические возможности: быть часами напролет онлайн невозможно с помощью нынешних средств связи. А еще это психологический момент: люди хотят показать себя с выгодной стороны, следить за тем, какой стороной лица ты повернут к камере – тоже нагрузка. Поэтому отправлять в сеть длинные потоковые видео будут вначале организации. Например, зоопарки, которые покажут жизнь животных в разное время суток. 

- То есть это вопрос времени и технического развития средств связи?

- Прежде всего. Соцсети продолжат развивать систему алгоритмизации информации, в том числе и потокового видео: что интересно тому или иному пользователю, а кого скрыть из его ленты новостей. Но безусловно нужен и внутренний фильтр: что ты сам готов сказать миру и что готов смотреть.