Портал городских новостей

Больше новостей на сайте vm.ru

Умер Станислав Говорухин. Не боящийся правды

12:09 14 июня 2018

Станислав Говорухин во время церемонии прощания с сыном, режиссером Сергеем Говорухиным
Фото: Сергей Пятаков/РИА Новости

Знаменитый режиссер ушел из жизни 14 июня.

Много лет назад, уже будучи режиссером известным и именитым, «Говорухин» снялся в «Ассе». Сегодня этот фильм Сергея Соловьева может показаться и не таким острым, но тогда эффект он произвел оглушительный. Благодаря актерской игре Говорухина в том числе. Будто запотевшее зеркало протерли ладонью, и проступило отражение — страны, нас, нашей морали, в которой побеждала жестокость, зло, вседозволенность.

Эта правда была неприятной.Сыгранный им Андрей Крымов стал символом переломной российской истории. Он плавал в ледяном море, разгоняя руками льдины, и носил в душе кусок льда. В мире, где, как ему казалось, все решали деньги и сила, другое было и не нужно, как и мораль...

Артем Коротаев/ТАСС
22 ноября 2016. Сопредседатель Центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы РФ Cтанислав Говорухин и президент России Владимир Путин (слева направо) во время "Форума действий" Общероссийского народного фронта 

«Асса» Соловьева была отрезвлением, роль Говорухина — ударом. Потому что была неприятной, но правдой... А Станислав Сергеевич вообще славился тем, что любил говорить и показывать неприятную правду: и играя, и снимая кино, и создавая сценарии. И просто выступая. Человек без оглядки. Из серии тех, кто без страха заходит в темный проулок, но стремится не пройти его быстрее, а сделать как можно светлей.

К Станиславу Говорухину относились по-разному. Иначе и быть не могло — он был человеком с позицией, которая могла нравится, а могла и не нравиться. Или даже очень не нравится. Раздражать, злить. Он много неприятного слышал в свой адрес, избрав свой путь. Но сил хватало не сгибать спины...

Выходец из скромного городка Березняки, Говорухин прошел колоссальный и сложный путь. Сын репрессированного Яковым Свердловым донского казака и портнихи, он воспитывался матерью в одиночку и прекрасно знал, что значит недоедать, недосыпать, что такое отказывать себе в малейшей радости — потому что на нее не оставалось времени, поскольку жизнь была превращена в сплошную борьбу за нее...

Его мать сделала невероятное — несмотря на все трудности, дала сыну высшее образование, и геолог Говорухин после вуза год честно трудился в Средне-Волжском геологоразведочном управлении. Полученное образование было качественным, но... Душа его хотела другого. И он отправился во ВГИК, который окончил с блеском в 1966-м. И с тех пор его судьбой стало кино.

Михаил Почуев/ТАСС
Актриса Юлия Пересильд, режиссер Станислав Говорухин и актриса Екатерина Гусева (слева направо) перед началом премьеры фильма "Weekend" в кинотеатре "Октябрь"

... Все последние годы он носил на лице непроницаемую маску, за которой, собственно, и скрывался настоящий Говорухин. Это была маска слегка высокомерного, сдержанного, почти безэмоционального человека с мрачноватым взглядом ярких мудрых глаз. Знал ли его кто-то по-настоящему? Ну, близкие да, наверное. Друзья... Но в целом он был защищен ей от внешнего мира, поскольку столько раз пдвергался критике, что привык обороняться еще до начала атаки. На самом же деле под этой маской скрывался удивительно тонко чувствующий, болезненно жаждущий справедливости человек-чистильщик.

Его фильмы становились пощечинами для ханжей и зарвавшихся бонз, пафосных воришек при высоких званиях, рафинированных мерзавцев, безнравственных распоясавшихся наглецов. Выведенные им в кино типажи ненавидели его в жизни: они же не могли не узнать себя.

За свою жизнь Станислав Говорухин снял довольно много фильмов, но все же не столько, сколько мог. И их, и киносценариев (25 штук, впрочем, тоже немало!) могло быть больше, но он предпочел иной метод работы: снимал фильмы, которые входили в историю, а не штампуя их «пачками». Вот и не случилось в его биографии ни одной проходной картины.

Снятая в 1967 году совсем молодым еще Говорухиным «Вертикаль» произвела эффект взорвавшейся бомбы: так раньше не снимали. «Место встречи изменить нельзя», картина, появившаяся в предолимпийский год, вообще стала классикой. Потрясающе красивый, смешной и умный фильм по Марку Твену «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» смотрят и современные «гаджетные» дети. И точно так же, как много лет назад, сердце замирает, когда смотришь детективную классику — «Десять негритят», а «Weekend» и «Конец прекрасной эпохи» выглядят элегантным и тонким росчерком пера, оставляющим болезненные следы не на бумаге, а на душе...

Кинематограф второй половины ХХ века немыслим без Говорухина. Куда ни ткнись, везде будет его след. Его «Ворошиловский стрелок», заостривший проблему незащищенности человека и его обреченности на самосуд, бил по основам ментальности, выворачивая наружу ее хитро спрятанные стороны — трусоватые попытки спрятаться за спину сильного, аморальность, отсутствие человечности. Шоком был и роман Пронина, шоком стал и фильм по нему...

Говорухин довольно давно ушел в политику, что многих раздражало. Он был государственником, избирался депутатом. Кто-то полагал, что политическая нива — это выбор приспособленца. Нет. Он и правда искренне хотел, чтобы мы жили иначе, и выбрал близкий и понятный ему курс. Но не привыкшему стесняться в выражениях мэтру не прощали его острых высказываний, жесткости и однозначности высказываний. И маски на лице не прощали. А в целом... Пожалуй, в эпоху, когда множится немужское, Говорухин вызывал у некоторых неприязнь и подчеркнутой маскулинностью.

... Иным людям талантов отсыпается с лихвой, и талант рисовальщика и живописца Станислав Сергеевич обнаружил в себе довольно поздно. Впрочем, можно говорить, что живописью он увлекался не меньше двадцати последних лет. Говорят, чтобы понять душу человека, надо посмотреть на его рисунки. Если так, то Говорухин в своих картинах обнажился абсолютно: его лирические пейзажи в традициях русской живописной школы — это чистейший романтизм, проникнутый надеждой.

Он успевал очень много —снимать, рисовать, издавать журнал, заниматься благотворительностью. В нем присутствовала некоторая барственность, но не вульгарная — многим казалось, что Говорухин — это потомственный дворянин, голубая кровь, откуда еще его любовь к бильярду, трубке, шахматам... Все это было в нем, но лишь в той степени, в котором присутствует в человеке, не проживающем жизнь, а вдумчиво и вкусно ее живущем. Даже страшную драму — смерть сына, Сергея Говорухина, ушедшего безумно рано, Станислав Сергеевич перенес достойно — настолько, что некоторые пеняли ему его внешним спокойствием. А чего это стоило Говорухину на самом деле никто и догадаться не мог...

За свою жизнь Станислав Говорухин не раз ошибался, но ошибки умел признавать. Он говорил и снимал без поправки на то, как к этому отнесутся «наверху». И никогда не был праздным или равнодушным. Он раздражался на очевидные глупости, что происходили на его глазах, не умел укорачивать свой острый язык, да и не считал нужным это делать. Многими уважаемый, кому-то внушающий страх, он ушел, оставив о себе теплую память и запоздалое понимание — второго такого нет и не будет. Светлая память...

This browser does not support the video element.

12:16 14 июня 2018

Фильмы Станислава Говорухина

ЦИТАТЫ

О возрасте  

— Мне 80 лет, и у меня нет ни дня на то, чтобы ждать, когда я смогу снимать новую картину. (Газета «Вечерняя Москва»)

— С возрастом понимаешь, что интереснее и труднее всего рассказывать самые простые истории. У Пастернака есть строка: «Нельзя не впасть к концу, как в ересь, в неслыханную простоту». Меня утомили масштабные глобальные полотна, мне ближе истории двух людей: любовь парня и девушки, отношения отца и сына. В последнее время появилось много достойных российских фильмов — «Человек у окна», «Как я провел этим летом»... За этими героями интересно наблюдать. Но на эти фильмы попкорновый зритель не пойдет. Из тех, кто сегодня ходит в кино, 50 процентов — абсолютные дебилы, живущие на уровне тупого физиологического прозябания, не подозревая, что существуют духовные радости. (газета «Собеседник»)

О профессии

Если бы можно было выбрать профессию для следующей жизни (я в это не верю, но все же), то хотел бы стать художником. («Вечерняя Москва»)

О людях

Я всегда верил и верю людям. Без веры в человека невозможно снимать кино («газета «Вечерняя Москва»)

О мужестве

Мужество — это когда человек не дает страху смерти руководить своей жизнью. (газета «Комсомольская правда»)

О книгах

Я просто люблю читать. Читаю много — везде и всегда. Перефразируя одного знакомого врача: «Я очень люблю читать, даже больше, чем есть». («газета «Вечерняя Москва»)

О России

Я человек европейской культуры, я знаю языки, но мне противно, когда русские начинают заглядывать в рот к иностранцам. Надо жить своим умом. (журнал «Esquire»)

О компромиссах

Жизнь любого человека в большей или меньшей степени состоит из компромиссов. Я тоже всю жизнь иду на компромиссы. (газета «Аргументы и факты»)

О зле

Я верю, что зло — может, человек и сам этого не поймет — будет наказано. Ему в чем-то другом так крупно не повезет, что он пожалеет, что живет на свете (газета «Комсомольская правда»)

Об удаче

Неудачники есть в каждой профессии. Не секрет, что в жизни везение значит очень много. («газета «Вечерняя Москва»)

О «Евровидении»

Я думаю, раз уж мы получили по морде, второй раз уже не надо. Надо сохранять достоинство и отказаться от участия в этой гадости. («газета «Вечерняя Москва»)

О современности

Технику не люблю. Например, я не умею пользоваться компьютером. Мог бы научиться, но не хочу, потому что я человек из другой эпохи. («газета «Вечерняя Москва»)

О газетах

Ежедневно в моей машине набор газет, среди которых — «Вечерняя Москва». («газета «Вечерняя Москва»)

О традициях

Что такое традиции? Это учеба не на собственных ошибках, а на ошибках предыдущих поколений. Накоплен опыт, выработались привычки. , условия. Простой пример. Садишься ты за суперсовременный стол, а он оказывается тебе вот так... (показывает на горло.) И возникает вопрос: зачем пытаться привнести свои новые идеи, если человечество веками вырабатывало оптимальное соотношение высоты стула и стола? (газета «Аргументы и факты»)

О кино

Мой лучший фильм — «Ворошиловский стрелок». Я сам представитель власти, но и я оправдываю старика, решившегося на месть. Это даже не месть, а возмездие, которое должно было совершить государство. Если возмездие не настигает преступников, люди начинают жить по законам джунглей. (журнал «Esquire»)

О гостеприимстве

Только враг, придя в гости, отказывается угоститься чаем или кофе. (газета «Комсомольская правда»)

О женщинах

Пришло время отдать долг женщинам — существам высшего порядка, в моем понимании. (газета «Московский Комсомолец)

О свободе

Больше всего в жизни я мечтал быть свободным. Но с годами понял, что мы переоцениваем значение свободы. Чем больше свободы, тем больше ответственности. («газета «Вечерняя Москва»).

Владимир Трефилов/РИА Новости
18 сентября 2014 года. Кинорежиссер Станислав Говорухин отвечает на вопросы журналистов на пресс-конференции в Международном информационном агентстве "Россия Сегодня"

СОБОЛЕЗНОВАНИЯ

Владимир Путин, президент РФ:

- Ушёл из жизни Станислав Сергеевич Говорухин – выдающийся кинорежиссёр и актёр, яркая, неординарная, волевая личность. И в кинематографе, и на общественном поприще Станислав Сергеевич трудился с полной самоотдачей, твёрдо отстаивал свою творческую и гражданскую позицию. И потому по праву пользовался непререкаемым авторитетом. Светлая память об этом замечательном человеке навсегда сохранится в наших сердцах.

Сергей Собянин, мэр Москвы:

- Ушел из жизни выдающийся кинорежиссер, сценарист и актер, внесший огромный вклад в развитие искусства и общественной жизни России. На замечательных художественных картинах Станислава Сергеевича выросло несколько поколений зрителей. Эти картины - романтические, лирические, драматические - открыли миру много ярких артистов и стали любимой классикой нашего кино (далее...).

Владимир Мединский, министр культуры РФ:

- От нас ушел Станислав Говорухин. Дар этого выдающегося человека не оставлял равнодушным никого, а творческие посылы настолько сильно влияли на умы людей, что целые поколения избирали героев картин Говорухина в качестве нравственных ориентиров. Станислав Сергеевич обладал твердым, несгибаемым характером, всегда и несмотря ни на что стремился добраться до истины и рассказать о ней. Эта редкая черта позволяла ему во все времена оставаться честным перед собой и зрителем, затрагивать наиболее острые, животрепещущие, порой «неудобные» темы. 

Свою жизнь Станислав Сергеевич посвятил служению отечественной культуре, болел за нее всем сердцем. Как режиссер, как актер, как деятель. Я имел счастье общаться с мастером не только в рабочей, но и в личной обстановке, и с гордостью могу назвать Станислава Сергеевича своим учителем и наставником, к которому в любой ситуации можно было обратиться за мудрым советом, найти в его лице помощь и поддержку. Для меня, как и для миллионов россиян, его кончина – это огромная, невосполнимая утрата, окончание целой эпохи. Выражаю глубокие соболезнования всем родным, близким и поклонникам таланта Станислава Сергеевича Говорухина. Его имя и его наследие останутся с нами навсегда.

Александр Кибовский, руководитель департамента культуры Москвы:

- Уход Станислава Сергеевича - это колоссальная потеря для нашего общества и культуры. Ушел не просто большой художник, ушел человек, который являлся для многих камертоном гражданской и нравственной позиции. Мы все восхищаемся творчеством Станислава Сергеевича. Его фильмы знают и любят уже несколько поколений. Мне самому посчастливилось поработать с ним на картине «Пассажирка». Великое, сегодня так можно и должно говорить, кинематографическое наследие Станислава Сергеевича навсегда останется в сердцах миллионов людей.

Для него не было «мелких вопросов», не было граждан «своих» и «других». Он сам звонил, когда чувствовал несправедливость, заступался даже за совершенно незнакомых ему людей, помогал многим творческим проектам и начинаниям. Все, кто имел возможность общаться, учиться, работать с мастером, навсегда сохранят в своей памяти светлый образ великого подвижника отечественной культуры и искусства.

Алексей Шапошников, председатель Мосгордумы:

- Ушел из жизни Станислав Сергеевич Говорухин – выдающийся кинорежиссер, талантливый актер и сценарист, яркий общественный и политический деятель, опытный парламентарий, истинный патриот своей страны, - говорится в телеграмме, направленной в Союз кинематографистов России и Государственную Думу РФ. - Станислав Говорухин внес огромный вклад в развитие отечественного кинематографа (далее...).

Мария Миронова, актриса:

- Этого не может быть. Просто не может быть... Станислава Сергеевича я знаю с детства. В его фильме «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» я сыграла свою первую роль – Бекки Тэтчер, и решила, что стану актрисой (далее...)

Марат Башаров, актер:

- Мне сообщили об этом только что, в районе 11 утра. Если честно, у меня ноги подкосились. От нас ушел великий режиссер, настоящий мужчина. Мне повезло, я смог поработать с ним. Когда Станислав Сергеевич пригласил меня сниматься в фильм "Ворошиловский стрелок", я еще был "зеленым" пацаном. Этот человек меня многому научил. Не только как работать в кино и театре, но и как жить, общаться с людьми, как правильно относиться к профессии. Однажды он мне даже рассказал, как правильно нужно кушать, чтобы это было вкусно, красиво и полезно. Это был потрясающий интересный человек, который мог рассказать о таких вещах, о которых ты даже не задумывался.м

Роман Мадянов, актер:

- Я запомнил его большим профессионалом. Мы замечательно общались и по рабочим вопросам, и по-человечески. Станислав Говорухин пользовался уважением у артистов, режиссеров. Какие чувства я испытал, когда узнал? Здесь даже нечего обсуждать. Конечно, я очень расстроен.

Алла Сурикова, режиссер, педагог:

- Честно говоря, у меня нет слов. Вчера тоже появлялась эта новость, ее опровергли. Очень тяжело, не могу даже что-то сейчас сказать...

Елена Драпеко, советская и российская актриса, депутат Государственной Думы:

- Я со Станиславом Говорухиным всегда общалась в каких-то критических ситуациях. Например когда шла борьба вокруг Киноцентра на Красной Пресне. Он принадлежал всем республикам Советского Союза, а потом, после его распада там была сильная война. Потом мы встретились, когда он снял фильм "Так жить нельзя", а я руководила общественно-политическим движением "Духовное наследие Родины" в Санкт-Петербурге. Мы его пригласили тогда на встречу со зрителями, в самом большом зале города - Большом концертном зале - на 4000 мест. Так, тогда гости чуть этот зал не сломали, ведь пришло намного больше людей. Они стояли на ступенях, требовали их впустить. Все хотели увидеть Говорухина и с ним поговорить.

И было очень много записок. Я вела эту встречу, смотрела эти записки, а там были вопросы "Как жить?". То есть задавали те же вопросы, как в свое время Льву Толстому. Говорухин тогда очень достойно провел эту встречу. И потом мы уже встретились в 2000-х годах, когда меня избрали в депутаты Госдумы, в третьем созыве мы уже работали вместе в Комитете по культуре и бок о бок проработали почти 20 лет. Так что для меня это личная потеря товарища по цеху. Я очень люблю его фильмы, особенно "Ворошиловского стрелка" и "Благословите женщину". Ну и, конечно, как товарища по Госдуме, он по многим вопросам поддерживал нашу позицию и даже иногда голосовал против позиции своей фракции. И как великому, ему это позволялось.

Андрей Ильин, актер:

- В последний раз мы виделись со Станиславом Говорухиным лет пять назад на записи одной из телепередач. Узнал о его смерти режиссера по телевизору и очень расстроился. Уходит эпоха крупных, умных, вдумчивых, интересных, многообразных художников. Я запомнил его невероятно волевым, энергичным. Это был очень разносторонний творческий человек.

Юлия Хлынина, актриса театра и кино:

- Очень жаль, что ушел Станислав Сергеевич. Для меня это личная потеря Станислав Говорухин – мой кинопапа. Свою первую большую роль я сыграла в фильме Станислава Говорухина "Weekend", когда мне было 17 лет. Я играю главную героиню - круглолицую девушку, которую убивают. Он сделал ставку на неизвестную актрису и утвердил на роль меня. Говорухин многому меня научил в кино, и очень ему благодарна.

Наталья Хорохорина, актриса:

- Я запомнила Станислава Сергеевича как доброго, красивого и интересного человека. Он был автором сценария к самому кассовому, наверное, фильму СССР - "Пираты ХХ века" - его просмотрело более 90 миллионов человек. Снимали это в Судаке, в Коктебеле, в Ялте, в Севастополе и в Новом Свете и чуть-чуть в Азовском море - сцены абордажа. Я была молодой и никому не известной актрисой, мне было 20 лет! Он приезжал на съемки несколько раз и именно благодаря ему началась моя артистическая карьера (далее...).

Светлана Светличная, заслуженная артистка РСФСР:

- Очень грустное известие - ушел Станислав Говорухин. Я работала с ним в фильме "Место встречи изменить нельзя". Он пригласил меня на роль тогда, когда все обо мне уже забыли. Говорухин предложил очень неожиданную для меня роль в этом фильме. Во время съемок была потрясающая атмосфера, подобрался отличный актерский состав: Владимир Высоцкий, Владимир Конкин, и сам материал был очень интересный. Помню, я тогда приехала в группу, где меня ждали. Говорухин верил, что я смогу сыграть предложенную роль. Мне было комфортно, спокойно работать с этим режиссером. Я очень рада, что оставила хоть небольшой, но след в творчестве этого режиссера

Георгий Мартиросян, заслуженный артист России:

- Я снимался в фильме "Пираты ХХ века", сценарий к которому написал Станислав Говорухин. Он был человеком-глыбой, если можно так сказать. Это отражалось и на его характере, и на его работе, и на жизни (далее...).

Ольга Казакова, член комитета Госдумы РФ по культуре:

- Уход Станислава Говорухина - большая потеря, сложно что либо говорить. Станислав Сергеевич был для меня близким человеком, не только коллегой. Очень тяжело.

Народный артист России Виктор Сухоруков:

- Нет слов, чтобы выразить боль потери. Не могу поверить, что больше не увижу, не услышу Станислава Сергеевича. В моей жизни он занимает особое место (далее...).

Народный артист России Владимир Машков:

- Приношу свои соболезнования семье и близким Станислава Сергеевича Говорухина. Не скрываю, что в моем Давиде Гоцмане, в нашем Давиде Гоцмане – очень много я взял от Владимира Семеновича Высоцкого в фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя» (далее...).

Режиссер Николай Лебедев:

- Какая же это горькая потеря! Он столько сделал для нас, зрителей. В те годы, когда ценилось официозное искусство или же заведомо «альтернативное». Он снимал просто живые фильмы – фильмы, которые волновали, смешили, пугали, заставляли задуматься. Фильмы для зрителей, а не для фестивалей и призов. Даже если бы он сделал одно только «Место встречи…», то уже навсегда занял бы свое законное место в пантеоне классиков. Его будет очень не хватать. И всем нам, и мне. И – нашему кино. Всегда буду помнить. И всегда буду благодарен. Пока жива память и жива благодарность, человек не может уйти. Никогда.

ЛУЧШИЕ ФИЛЬМЫ, РОЛИ И СЦЕНАРИИ

«Вертикаль» (1967)

«Место встречи изменить нельзя» (1979)

«Пираты ХХ века» (1979), сценарист

«Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» (1981)

«Десять негритят» (1987)

«Асса» (1987), одна из главных ролей

«Ворошиловский стрелок» (1999)

«Русский бунт», (2000), сценарист

«Благословите женщину» (2003)

«Weekend» (2013)

«Конец прекрасной эпохи» (2015)

СПРАВКА

Станислав Сергеевич Говорухин (29 марта 1936 года, Березники, Свердловская область — 14 июня 2018 года, Московская область) — советский и российский актер, кинорежиссер, сценарист, продюсер, политический и общественный деятель, депутат Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации с 1994 по 2018 год.