Рубрика Общество

Тони Роббинс: почему москвичи требуют вернуть деньги за выступление американского бизнес-тренера

12:29 18 сентября 2018

Специалисты из сферы коучинга также высказываются против определения Тони Роббинса как «бизнес-тренера»

1 сентября москвичам и гостям столицы в этом году запомнилось не традиционным Днем знаний, а приездом в «Олимпийский» участника рейтинга сотни самых влиятельных знаменитостей по версии журнала Forbes, Тони Роббинса.

Если говорить максимально коротко и по делу: 27 000 рублей — стартовая цена за билет, 26 200 посетителей, миллион долларов гонорара и шесть часов… чего? Ответ именно на этот вопрос и ставит в тупик как аудиторию, так и представителей средств массовой информации.

Важен не продукт, а пиар-кампания

«Коуч номер один», «изменил жизнь миллионов» — на подобных громких лозунгах строилась рекламная кампания семинара Тони Роббинса, организованного одним из частных российских университетов. Как позже рассказал директор Школы бизнеса этого вуза Григорий Аветов, один только пиар мероприятия обошелся им в два миллиона долларов. Причем стоимость билетов, заявленная для российской аудитории — от 27 тысяч рублей и бесконечно наверх, — в разы меньше, чем получает спикер в Европе. Вот только тот ли продукт ожидали получить зрители?

Мало того что сеть оказалась переполнена новостями и отзывами вроде «Тони Роббинс как общественный скандал» и «Лохотрон для богатых», так еще и некоторые посетители семинара вовсе подали в суд! Одна москвичка, например, в своем исковом заявлении указала, что хочет вернуть потраченные 55 тысяч рублей на билет и получить компенсацию морального вреда в размере 150 тысяч. Главная причина — несоответствие ожиданий и действительности. Как сказала девушка, организаторам необходимо было сразу указать, что «мероприятие носит исключительно характер «клоунады» и никакой образовательной риторики не будет».

This browser does not support the video element.

16:08 10 сентября 2018

Почему в интернете много негатива после выступления Тони Роббинса. Мнение организатора

— На событии было 26 200 человек, с ними мы можем иметь обратную связь только по итогам постов в социальных сетях, — объяснил в эфире сетевого вещания «ВМ» позицию организаторов Григорий Аветов. — Во время выступления посты сделали 14,5 тысячи участников. И 95 процентов из них — твердый позитив или нейтралитет. Всего в конечном счете было сделано 75 тысяч записей с соответствующим хештегом. И вот из них 60 тысяч — в основном негативная коннотация. Причем это люди, которые не были на событии. И средств массовой информации, пишущих в негативном ключе, там тоже не было. Это такой «феномен Тони». Я думаю, столь острая реакция обусловлена особенностью продукта.

Однако даже если сводить все аргументы «против» под одну только громкую фразу «феномен Тони» — просто так отмахнуться от десятков тысяч негативных отзывов не выйдет даже у стоящих на своем организаторов. Казалось бы, все счастливы — но ведь и дыма без огня не бывает.

This browser does not support the video element.

16:11 10 сентября 2018

Организатор выступления Тони Роббинса - о хейтерах и зависти

— Продумывая мероприятие, я ориентировался на события, которые Тони Роббинс проводит в Лондоне и в Роттердаме, — утверждает Аветов. — И там минимальная стоимость билета— полторы тысячи евро! Причем это не суперпервичный контент, особенно для человека образованного. Но и дело тут не в контенте.

Пожалуй, объяснение организаторов можно было бы принять в расчет, вот только в Европе Тони Роббинс и его команда за эти деньги выступают в течение четырех дней, а не четырех (по итогу — шести) часов. Да, организаторы действительно нигде не указывали продолжительность программы. И все же, справедливости ради, предупредить клиентов обо всех особенностях подачи «продукта» было бы неплохо.

В 2007 году журнал Forbes поместил его в список «100 самых влиятельных знаменитостей». По данным журнала Time в 2015 году состояние Роббинса равнялось $480 млн

Спикер, коуч или хороший товар?

Когда на концерт в Москву приезжали легенды британского рока Pink Floyd, почему-то никто не занимался подсчетом их гонораров. Каждый знал, на что он идет, какие песни и в чьем исполнении услышит, сколько продлится программа и даже как долго он будет уходить с площадки по ее окончании. Здесь же вопросов у посетителей осталось больше, чем ответов. И это после приезда человека, называемого «коучем» — по сути, «тренером» и «наставником». Вот только по возвращении Тони на родину организаторы почему-то резко поменяли определения, называя его не иначе как «мотивационным спикером» — вдаваясь в этимологию, «человеком, который говорит».

— Я не могу поверить, что люди, которые платили такие деньги, не понимали, на кого они идут, — скептически утверждает президент Гильдии маркетологов Игорь Березин. — Это попросту бизнес по привозу и показу людей, что-то из сферы развлечений. Ник Вуйчич, например, не менее колоссальный человек, инвалид физически и титан — морально. Вот только билеты на его выступления не стоят таких денег. И прочитать его речи можно в им же изданных книгах. Но люди все равно идут. Чтобы подпитаться энергией.

Кстати, специалисты из сферы коучинга также высказываются против определения Тони Роббинса как «бизнес-тренера».

— Мотивационный спикер, коим является Тони Робинс, — это не коуч, — категорически заявляет руководитель компании Style of Success, тренер по коучингу, кандидат философских наук Наталья Переверзева. — Форма работы у него совершенно другая. Люди приходят не узнать что-то новое, а получить колоссальный заряд энергии: от бренда, от того, как он говорит, от атмосферы, которую создает этот зал. Кроме того, идут за тем, чтобы пообщаться с предпринимателями, бизнесменами.

И все же риторический вопрос: платить десятки тысяч— за энергию? Причем вряд ли те, кто может позволить себе такую прихоть, находятся только на старте своего карьерного роста, когда моральная поддержка, быть может, действительно нужна. Куда больше верится, что ведущие предприниматели страны и представители топ-менеджмента крупнейших предприятий, которые числятся в списках гостей, шли все-таки за другим.

 Ряд экспертов всяческие бизнес-тренинги и тренинги личностного роста приравнивают к сектам

Спрос рождает предложение

Согласно этимологическому онлайн-словарю английского языка слово «коуч» для обозначения «инструктора» или «тренера» впервые было применено в 1830 году в Оксфордском университете. Так называли человека, помогающего студентам готовиться к экзаменам. Более-менее полное определение «коучингу» в современном его понимании дал писатель и консультант по карьере и самореализации из Индии Прадип Чакраварти: это метод консалтинга, в процессе которого человек помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели.

— Возникновение коучинга оказалось следствием недоработок в психологии, — считает создатель первой в мире киберспортивной машины, лидер музыкальной группы «АнЖ», проживший несколько лет в США, Анатолий Журавлев. — В Штатах, если ты обращаешься за помощью к психологу, на тебя сразу навешивают клеймо. В России с этим еще более остро. А вот если человек приходит к коучу, тут уже совершенно другое восприятие со стороны общества: значит, он к чему-то стремится, хочет чего-то достигнуть.

С такой позицией согласен и Игорь Березин. По его словам, в сфере психологической помощи в определенный момент оказалась пустая ниша, которую необходимо было заполнить. Со стороны общества появился спрос, и предложение на него нашлось моментально. Причем за несколько десятилетий индустрия приобрела колоссальный масштаб: к лайф-коучам обращаются те, кто хочет личностного самосовершенствования, к бизнес-тренерам — амбициозные предприниматели, к академическим — студенты, желающие успешно сдать сессию, к финансовым — транжиры, не умеющие правильно распоряжаться деньгами. Появились даже такие отраслевые направления, как коучинг по здоровому образу жизни, для людей с дефицитом внимания и для тех, кто хочет наладить половую жизнь!

— Когда работает коуч, ответственность лежит на клиенте, — сразу предупреждает Переверзева. — Коуч помогает сфокусировать внимание на ценностях, на целях. Да, важно, чтобы клиент достиг результата и был им доволен. Но сделать это должен он сам. Я не могу за клиента приложить те усилия, которые ему нужны для реализации своих амбиций.

Кто же тогда такие мотивационные спикеры или, проще говоря, ораторы-вдохновители? Вот здесь ни одного мало-мальски вменяемого объяснения найти не удалось. Понять феномен проще на конкретных людях, причисляющих себя к этой «профессии»: тот же Ник Вуйчич, рассказывающий о том, как он, будучи инвалидом, пробивал себе дорогу в жизни, Джек Кэнфилд, книга которого выпущена тиражом 500 миллионов копий на сорока языках мира, или Рон Джим, исколесивший весь мир с семинарами по психологии успеха.

— Мотиватор подталкивает к прогрессу эмоционально, — объясняет Наталья Переверзева. — Он задает общее направление деятельности.

За несколько десятилетий индустрия приобрела колоссальный масштаб: к лайф-коучам обращаются те, кто хочет личностного самосовершенствования, к бизнес-тренерам — амбициозные предприниматели

Новое общество или паразитирующая секта

Главная проблема индустрии коучинга в том, что эта сфера законодательно не регулируется нигде и никак. В реестре профессий ни «бизнестренер», ни «коуч», ни уж тем более «мотивационный спикер» не значатся. Нет соответствующих специальностей и в государственных университетах. А инициатива российских активистов как-то регламентировать коучинг затянулась уже по меньшей мере на пять лет.

— Да, коучи проходят определенное обучение и получают соответствующие сертификаты, — говорит Переверзева. — Их выдают специализированные организации: Ассоциация коучинга, например, или Международная федерация коучей. Но все же это не государственные объединения. И никакого лицензирования в этой области нет.

Ряд экспертов всяческие бизнес-тренинги и тренинги личностного роста и вовсе приравнивают к сектам. Так, кандидат психологических наук Александр Невеев не раз высказывался по поводу деструктивного характера подобных действий. По его словам, типичная история практически любого сектанта заключается в том, что он хотел прийти к успеху. И ему кажется, что он пришел. Человека призывают быть лидером, не бояться барьеров, манипулировать. Однако конечной целью является формирование определенного сообщества вокруг этого тренинга или внутри конкретной секты. — Коучинг — самый паразитирующий и самый безответственный бизнес, — считает Анатолий Журавлев. — Если в автосервисе вам не так починили машину, вы можете предъявить претензии. А если вас неправильно обучили — кому вы пойдете жаловаться?

This browser does not support the video element.

16:16 10 сентября 2018

"Мотивацию простимулировать нельзя". Мнение психотерапевта

Психологическое сообщество, в свою очередь, отрицает понятие мотивации в принципе.

— Все вокруг ломают голову над тем, как замотивировать людей, — говорит врач-психотерапевт высшей категории Александр Федорович. — Но ключевой момент в том, что это невозможно вообще. Если у человека мотива нет, никакой оратор или тренер его не предоставит. Его можно развить, направить в нужное русло, но для всего этого он изначально должен иметь место. Фраза «замотивировать человека» — сама по себе абсурд и обман. Результат — в вашей голове Вероятно, что в западном обществе, где психология в целом и коучинг — в частности, находятся на совершенно ином социальном уровне, эта сфера и может иметь практическое применение. В конце концов, к тому же Тони Роббинсу в свое время за консультациями обращались бывший президент США Билл Клинтон, теннисистка Серена Уильямс и оскароносный актер Леонардо ДиКаприо. Но можно ли адаптировать сработавшую за морем технологию у нас? — В течение трех месяцев я посещала один из курсов по профессиональной самомотивации, — рассказала «ВМ» москвичка Ирина Ненахова. — У меня неполное высшее юридическое образование, хотелось открыть собственный бизнес, но я не знала, с чего начать. В группе нас изначально было восемь человек, позже осталось четверо. Предпринимателем так никто ине стал. Да, мы узнали какие-то особенности по законодательству, по ведению переговоров. Но все это можно найти в интернете. Впервые недели был какой-то запал, вера в себя. Но скоро я поняла, что все это — просто у меня в голове, не более чем самовнушение. Вот и получается парадокс: спрос есть, предложение есть, а технологии сведения одного с другим — нет. Да и сомнительны как желания клиентов, обращающихся с вопросами «хочу туда, не знаю куда», так и услуги коучей, приносящих «то, не знаю что».

— Сейчас коучами себя называют все кому не лень, — говорит Переверзева. — У настоящего тренера должно быть членство в известной ассоциации, сертификат, количество подтвержденных часов работы, положительные отзывы… Ане просто красивая улыбка и громкая реклама. Что касается конкретно тренингов личностного роста, их я не принимаю в принципе. Никакого реального результата они не дадут. Еще более категорично по отношению к индустрии настроен Игорь Березин.

— Это просто практика заработка денег, — утверждает он. — Это шоу, концерт, что угодно. Но в конечном счете вся эта индустрия — попросту бизнес.

СПРАВКА

Предприниматель, мотивационный оратор и бизнес-тренер, занимающийся темой саморазвития. Высшего образования не имеет, долгое время служил швейцаром. Затем получил работу ассистента другого известного оратора, Джима Рона, где проявил себя как харизматичный человек с даром убеждать людей. Учился у одного из создателей нейролингвистического программирования, Джона Гриндера. Позже сам преподавал основы НЛП и гипноза Эриксона. Издал несколько монографий по лайфкоучингу: «Могущество без пределов», «Беспредельная власть. Как добиться вершин личных достижений», «Удача и успех — ежедневно» итак далее. По данным журнала Time, в 2015 году его состояние оценивалось в 480 миллионов долларов.

Теги: